Паровозики из танцующих людей в диковинных костюмах, фонари, бенгальские огни и воздушные шары, все поют хором - именно такая атмосфера традиционно царит на концертах группы The Dartz, за плечами которой уже более десятка альбомов и такие известные опусы, как песня о пожаре "Катти Сарк" или страшилка "Огни Самайна". В завершение этого года группа приготовила слушателям очередной подарок - полноформатник 'Trevlig Resa', о котором мы и поговорим с нашим сегодняшним гостем, вокалистом и гитаристом группы - Дмитрием Курцманом.
Итак, альбом 'Trevlig Resa', уже прошло какое-то время и можно оценить фидбек слушателей, он вас порадовал?
Пока что радует! В течение первого месяца всегда все восхищаются альбомом, потому что "toute nouveau tout beau" (Шишков, прости). Похоже, публика движется с одной скоростью и в одном направлении с группой, и нет такого, что группа унеслась куда-то вперёд или вбок, а вслед несутся проклятия и упрёки в том, что она уже не торт. Оценивать альбом надо, по-хорошему, не раньше чем через полгода – и вот тогда смотреть, так же он продолжает всех радовать, а главное – продолжает ли он радовать тебя самого?
Давай представим этот релиз тем, кто его ещё не послушал. Что в нём The Dartz приготовили слушателю, о чём он и каков его основной посыл?
О чём альбом, мы, авторы, не всегда понимаем и сами: песни пишутся сердцем, а оно не объясняет свои слова. Я считаю, что все десять песен – о любви. Вот просто короткий пересказ. Пластинка называется 'Trevlig Resa', по-шведски это "в добрый путь". Такое можно услышать в любом поезде в Швеции или Финляндии, но для нас это звучит как скандинавское заклинание. Я хотел написать песню полностью на шведском (которого я не знаю) – в итоге получился парад хюгге-персонажей, таких, как Тофсла и Вифсла, Финдус и Петсон, ну и каким-то образом туда же затесались Шерлок Холмс, Малыш и Карлсон. Получилась песня о любви... к языкам.
Дальше. В небе появляется новая звезда, и герои, опасаясь, что это приближается комета, отправляются на поиски учёных. Если вы читали Туве Янссон, вы без труда узнаете этот сюжет. Это – песня "Элвис летит домой". Мы любим помещать своих героев в мир, где случилось или вот-вот случится что-то очень скверное, и смотрим, как они пытаются починить свою жизнь. После катастрофы двое оказываются под землёй. Герой песни садится на велосипед и крутит педали генератора, чтобы подарить немного света свой любимой. Это – "Раскалённая вольфрамовая нить". Двое разговаривают по телефону. В небо уже запущены ракеты, и им больше не суждено увидеться – осталось лишь десять минут, чтобы сказать всё, что ещё не было сказано. Это – "Десять минут". На обложке альбома девушка посреди пустыни срывает трубку телефонного аппарата, и оттуда бьёт свет – луч надежды или отсвет взрыва? Обложку для нашего альбома нарисовал очень крутой русский сюрреалист Алексей Андреев. Мы хотели, чтобы этот свет выглядел одновременно и спасительно, и очень зловеще. А девушка... мы долго спорили, пытаясь понять, кто она, во что одета, и как оказалась в этой пустыне у телефона. Кстати, такая телефонная будка существует на самом деле – она находится в пустыне Мохаве, штат Калифорния. Люди приезжают в пустыню со всей страны, дожидаясь звонка от неизвестно кого.
Герой песни "Морской самолёт" сравнивает себя с гидросамолётом, который держится на воде, пока оба его поплавка целы. Наша любовь – как этот самолёт, – говорит он. – Если один поплавок лопнет, самолёт утонет. Как тут не вспомнить Виктора Пелевина: "Если считать, что всю жизнь тонешь – а это так и есть, – то любовь – это то, что помогает тебе удерживать голову над водой". Это у нас вообще эпиграф пластинки. Герой другой песни удивляется тому, как все его друзья успели незаметно повзрослеть, оставив его одного стоять под нарисованными звёздами, сжимая деревянный меч из своего детства. Это – "Остров". Другой персонаж танцует сам с собой на заброшенном железнодорожном пути, оставшись один в пост-апокалиптическом мире. Но у него ещё остаётся надежда, что его любимая где-то рядом. Это "Когда садится солнце, я скучаю о тебе", последняя песня альбома 'Trevlig Resa'.
Вот такая Trevlig Resa на ускоренной перемотке.
Как я понимаю, идейно и музыкально 'Trevlig Resa' выпадает из общей канвы истории группы The Dartz и отличается от более ранних работ, время фолк-историй и радований ролевых сообществ – в прошлом. Что это – новый и логический шаг в эволюции проекта, заигрывание с более широкой аудиторией, эксперимент, что-то ещё?
Это что угодно, но не эксперимент. Этот альбом нисколько не выпадает из канвы последних альбомов The Dartz, он продолжает линию, начатую ещё в 2007-м, в альбоме 'Бывает Иногда'. Это полностью наше пространство образов, наша этика и эстетика, наше хорошо/плохо. Единственное, что в этом альбоме необычно – это то, что в нём много духовых. У нас теперь два замечательных духовика, Макс и Даня, и песню "Ветряки", например, мы построили полностью от духовых. Раньше была больше акустическая история, и, да, фолк. А сообщество – мы давно уже создали своё.
У вас уже была возможность обкатать пластинку в обеих столицах, как получилось, как народ встретил новые песни, насколько, вообще, вам, как музыкантам, важна концертная составляющая творчества и живой отклик от аудитории?
Да они уже знали большинство песен наизусть! Когда вышел альбом, в нём оказалась только одна песня, которую мы до этого не светили на концертах – "Десять минут". Всё остальное хоть по разу, но сыграли, плюс, три песни выходили на синглах, а синглы мы начали выпускать необычно рано для современных стандартов промоушена – больше чем за год. Так что у слушателей было достаточно времени погрузиться в мир 'Trevlig Resa'. И да, нам очень важен живой отклик, мы такая же концертная группа, как и студийная. Более того: то, что делается в зале во время концертов, так же важно, как и то, что делается на сцене.
Концертное фото Аси Гидевской
Как, по-твоему, будут развиваться события для музыкантов в дальнейшем (в разрезе концертной индустрии, ограничений, нестандартной ситуации в наши дни для музыкантов) и твой личный рецепт, как пережить этот опыт спокойно?
Если я скажу "бухать", то это, наверное, вырежут? У меня нет рецепта, и я не переживаю этот опыт спокойно. Как романтик я должен сейчас сказать, что надо верить в себя и свою музыку, и всё обязательно наладится. Но как честный человек я так сказать не могу. Ничего не наладится в ближайшее время, ни для музыкантов, ни для всех остальных. Можно лишь найти подобие равновесия. Сил всем, кто вынужден мотаться через закрытые границы к любимым и родным, делать десятки тестов, отсиживать карантины, трястись за родителей и невакцинированных, за вакцинированных, за всех. А то, что происходит с музыкальной индустрией – вообще не самая большая проблема у людей сейчас. Она, скорее, как у Брейгеля в "Падении Икара" – люди заняты своими делами, и где-то сбоку из воды торчат ножки Икарушки. Когда всё осыпается, ожидать какого-то особого отношения к еще одной осыпающейся отрасли – глупо. Хотя лично мне очень больно за маленькие клубы – вот где настоящие подвижники, и вот по кому сейчас ездят катком все эти ограничения и идиотские правила. Сил вам, ребята! Мы сами (The Dartz) – мы-то что, мы как жаба, умеем вмёрзнуть в лёд, а когда всё закончится, отморозимся и будем дальше радовать публику своими нехитрыми песнями.
Группа Оргия Праведников однажды спели так: Глупый, смешной человек!
Ну, зачем ты играл против нас
В этом театре абсурда?
Вот и закончен твой век,
А ты так и не смог научиться
Приветствовать утро!
Есть ли у тебя, что ответить на это утверждение, (в идеале словами из песен TheDartz)?
Ай, как я люблю альбом 'Уходящее Солнце'! Ну тут прямо серьёзно надо отвечать.
Кстати, я думаю, ангелы
Смотрят сейчас на нас –
Вся духовая секция,
Флейта и контрабас.
Смотрят и удивляются –
Куда эти люди бегут?
И одни говорят – начинайте,
А другие – оставим им десять минут!
Раунд! Книга откровений! Что на это ответит Калугин?
У нас есть традиция давать интервьюируемому послушать пару клипов на оценку (а потом мы ещё любим показывать эту оценку оцениваемым:). Вот тебе пара недавних видосов, что скажешь?
DonBroco. В очень красивом месте снят клип. Уэльс, Шотландия? Такую музыку я редко слушаю, но сыграно внушительно, и вот эта модуляция вверх на полтона в самом конце – просто чума.
Оксимирон, ок. Я очень уважаю Оксимирона как сочинителя офигенных текстов и мне нравится, как он читает. Но вот конкретно эта песня – вообще не моё. По музыке здесь нечего ловить, все эти цеховые подробности из текста меня не интересуют, красоту и силу поступка я тоже не могу оценить, потому что он происходит в совершенно чужом для меня и несимпатичном контексте. А вне контекста эту песню слушать не получается, потому что Мирон её оттуда не вытащил, несмотря даже на финальную часть. У него есть гораздо более крутые вещи, как, например, его выход в песне БИ-2. Вот там он просто над всем.
Дальнейшие планы и ожидания от 2022-го. Пожелания читателям этого интервью.
Планы сейчас – работать с миром 'Trevlig Resa', обогащая его новыми подробностями и артефактами. Уже сейчас в работе два артефакта, ни про один не могу пока рассказать. Читателям – спасибо, что дочитали до этого места. Если дочитали – помашите рукой!