Интервью с Ильёй Чёртом Журнал Бункер | музыка, кино, книги, рецензии, рок, метал, альтернатива, готика, музыкальная техника, афиша

  Новости порталаИнтервью с Ильёй Чёртом
Интервью с Ильёй Чёртом

Илья Чёрт - легендарный рок-музыкант и основатель питерской рок-группы Пилот, находящейся сейчас в юбилейном туре, который посвящён 20-летию. Мыслитель, учитель и друг, вместе с журналистом "Бункера" и творческого объединения "Peganov Rock", обративший взор в глубины основ окружающего.







Илья, привет, группа Пилот сейчас находится в юбилейном туре, посвящённом двадцатилетию коллектива, 20 лет - это то время, которое говорит о тернистом и, безусловно, нелёгком пути, в творчестве, в котором чувствуется жизнь, без этого никак, но если бы колесо времени можно было повернуть вспять, тебе хотелось бы пройти эту дорогу от самого начала? И удалось бы её пройти сейчас в наше время, которое, на мой взгляд, обесценивает музыку по сравнению с 80-ми и даже с началом 2000-х?

Привет! Сейчас это невозможно сделать, даже когда ко мне обращаются молодые музыканты по вопросам, что можно предпринять, чтобы сделать группу более популярной, известной, выйти на широкую массу слушателей. Ещё 5-7 лет назад у меня были какие-то советы, а сейчас я понимаю, что это практически нереально. Единственный путь - это только народная любовь. То есть интернет, Youtube - это единственное, что может поднять артиста. Если это, конечно же, не какие-то серьёзные миллионные вложения, как в случае с коммерческими проектами, которых можно сосчитать буквально по пальцам одной руки в рок-среде нашей страны.

Путей никаких нет, потому что, действительно, во-первых, музыка обесценилась, а во-вторых, отношение к самому творчеству, к рок-культуре, к рок-группам, к людям, которые являются лидерами, если можно так сказать. Не очень, конечно же, красиво кого-то считать лидерами молодежи (смеётся), но тем не менее, всё равно же артисты ими были всегда, а сейчас каждый сам по себе, каждый сам с усами, тогда было другое время… Вообще нас, группу Пилот, называют последними, вскочившими на подножку трамвая уходящего рок-н-ролла, нас всегда так называли. Перед нами ещё успела единственная группа вскочить на этот паровоз – это группа Сплин, а мы оказались последними…



А Король и Шут?

Нет, Король и Шут - это всё-таки самобытное явление, я имею  в виду, что нам, группе Пилот, помогла именно сама атмосфера, которая присутствовала в то время. Тогда отношение к рок-н-роллу было другое. Я думаю, что группа Король и Шут справилась бы даже сейчас, потому что это действительно слишком необычно, чтобы быть незамеченным. А у нас трудность была самая главная в том, что мы, в отличие от Короля и Шута, никогда не были развлекательной группой. Я всегда всё творчество делил на две части – были люди, которые назывались пилигримы, менестрели, то есть те, кто нёс какое-то знание, мудрости, притчи через музыку и песни от селения к селению, по сути, это были учителя, а была и вторая сторона той же самой музыки и песен, это развлекательная культура, то есть шуты и скоморохи, которые веселили народ на базарной площади. Ни то, ни другое не хуже и не лучше, это просто абсолютно разные стороны искусства, так вот Король и Шут - это развлекательная история, а мы - нет.



Илья, я с большим удовольствием слежу за творчеством группы уже много лет, и как раз благодаря твоему творчеству, я некогда открыл для себя интересную истину и хотел спросить у тебя, правда ли, что с возрастом, скорее не физическим, а мыслительным взрослением, меняется отношение к своему творению и появляется определённая задумчивость, о том, что, наверное, я бы сейчас не смог спеть с таким же чувством, как раньше. Есть ли уход от беззаботности, как некий этап к познанию себя?


Чувство, с которым ты поёшь, не меняется…



Оно остаётся таким же?

Да, оно остаётся, меняется отношение к творчеству в целом, ты понимаешь, что ты бы сейчас просто такого не написал. Когда ты поёшь старые песни, ты всё равно переживаешь то, о чём ты думал, когда их создавал, это тоже твоя жизнь. Но если ты настоящий артист и пишешь песни о себе, о своих переживаниях, это некая исповедь, она остаётся актуальной всегда, может быть, чувства притупляются. Да, у тебя была какая-то трагедия в жизни, тогда кровью сердце обливалось, а сейчас ты об этом вспоминаешь с печальной ухмылкой. Но, если ты начнёшь какому-то человеку это рассказывать, говорить сокровенно об этой трагедии, то уверяю тебя, буквально через 5 минут ты вспомнишь все эти переживания. И когда ты поёшь песню, которую написал 20 или 30 лет назад, нужно делать это всё время искренне. Ты поёшь и всё равно как будто возвращаешься в ту же самую ситуацию. Но написание песен меняется, конечно же, это безусловно.



Творчество Пилота даже сквозь грусть всегда отражало и отражает светлую сторону этого мира, но довольно часто мы живём в то время, которое приобретает тона минорного характера, о чём же не должны забывать люди, существуя в сумбурности происходящего вокруг?

Это всегда так было, это не наше время, тысячи лет всё повторялось. Во-первых, есть такая хорошая еврейская шутка, что умный человек в этом мире не может быть оптимистом априори (смеётся), поэтому, конечно, печально смотреть на это всё. Печально, когда глупому человеку достаётся в руки сила, это всегда опасно, это чревато страданиями для него самого и для окружающих. Это тоже самое, как если бы я увидел,что дети в песочнице играют с боевым заряженным пистолетом. Мне цивилизация людей напоминает песочницу с такими детьми, им достались в руки совершенно несусветные богатства, силы невообразимые, я имею в виду энергию разума, воображения, ума, умения творить реальность, трансформировать, такие силы, о которых они даже не подозревают, пользуясь ими постоянно, и всё это происходит бездумно, используется  на исполнение детских эгоистических хотелок, на уровне - хочу вон ту куклу (смеётся). И понятно, что дети из-за своей глупости всегда жестоки. У меня даже есть такая строчка в песне - "чистая жестокость есть только у детей". Это правда, и люди похожи на детей, поэтому мне кажется, что задача артиста, который занимается воспитательной работой (смеётся), напоминать о каких-то главных вещах.



Нести определённую мораль…

Это даже не мораль, я бы назвал это божественными принципами, поэтому мне ближе всего сейчас ведическая культура, хотя я не принадлежу ни к какой религии, мало того, очень скептически к ним отношусь, ко всем без исключения. Но мне кажется, самое адекватное, что может предложить эта планета, это ведическое знание. Потому что оно наиболее практичное, результативное и применимое. И я считаю, что те вещи, которые артист доносит людям, должны быть  именно практичны. Не какими-то там красивыми словами философскими о чём то. Это, конечно же, всё здорово, но извините, у меня дома сковородка, жена, два ребёнка двоечника и мне надо с этим что-то делать и некогда думать о райских планетах (смеётся), знание должно быть применимо…



На практике…

Да, ежедневно и давать быстрый, качественный результат. И такое знание есть, вот поэтому я стараюсь хоть как-то завуалированно, аккуратненько его доносить, хотя бы маленькими кусочками, потому что я понимаю, что есть ещё правила, по которым мы действуем, закон некий, который гласит, что мы не имеем права делать первыми шаг, нам запрещено. Сначала вопрос, потом ответ, я не имею права заниматься…



Навязыванием?

Да, навязыванием знаний, я это делаю завлекательно, как перед первоклашками в школе, чтобы заинтересовать их арифметикой, потому что понятно - им это не надо (смеётся).



Сейчас довольно часто можно услышать и увидеть, конечно же, это всегда было, но сейчас довольно ярко…, подтверждение такому мнению, что новое - это хорошо забытое старое, и люди окунаются в прошлое, причём без оглядки, без понимания, пытаясь себя ярко выражать как в мыслях, так и в образах, где же находится та гармония, чтобы человеку не быть частью чего-то,  а воспринимать себя естественно, в независимости от чего-либо, тем самым не быть заложником внутри себя?

Смотри, противоречие содержится в самом твоём вопросе. Чтобы человек понимал себя и чувствовал себя естественно и хорошо, ему нужно осознать себя как неотъемлемую, тотально зависимую часть единого целого. Я на своих лекциях говорю, что люди часто используютдва понятия - свобода и независимость,  хотят к ним стремиться, но они перестали заниматься такой деятельностью, как мышление и анализ. Если бы они хоть немножко подумали, то поняли бы, что свобода и независимость - это полное отсутствие любви, каких-либо позитивных и созидательных взаимоотношений. Это тотальное одиночество. Вот что такое свобода и независимость!

Это когда ты один, и нет никого, кого бы ты любил, и кто бы любил тебя, у тебя нет никаких связей ни с чем и ни с кем. Ты один и ты свободен. Потому что любые взаимоотношения - это зависимость. Как только ты начинаешь взаимоотношения с кем-то, сразу же начинается зависимость от этого существа, его желаний. Если ты к нему хорошо относишься, ты стараешься повысить благость этого существа, его жизни, его защиты, ты начинаешь служить ему, так или иначе. Даже просто, если с тобой рядом идёт товарищ, ты хочешь направо, а он говорит: "Слушай, а пойдём налево, мне нравится эта улица", - всё, ты уже зависим, ты не можешь идти куда хочешь, и если ты уважаешь человека, ты скажешь - ну хорошо, пойдём. И это естественность, вот это как раз и называется Дхарма, а переводится это, в том числе, как естественная природа.

Каждому нравится быть собой. Тогда существо обретает счастье, когда оно просто довольно тем, кто оно есть и приходит это осознание. Вот я кенгуру - и это клёво, я ёжик, я сижу в норе и мне комфортно, я лягушка, я сижу в болоте пузыри пускаю, каждый счастлив быть собой. Так вот человек будет счастлив только тогда, когда он полностью осознает себя тотально зависимым и не свободным, добровольно, как часть всего единого, где всё взаимосвязано. Он будет счастлив тогда, когда придёт в осознание, что он никогда не бывает один, чтобы он ни думал, ни делал, никогда, это невозможно.



Наше время по сути покрыто пеплом, окутавшим собой слабость и слепость недалёкости ума? Есть ли же возможность избавиться от этого корня зла?

Пятнадцать тысяч лет назад людей предупреждали последний раз о смене космического сезона на нашей планете, который называется век Кали. И он развивается, зима только наступает, поэтому всё будет только ухудшаться, это просто веяние века Кали, и я наблюдаю за последние 30 лет, что он развивается очень быстро, люди деградируют, я не думаю, что будет лучше, духовное знание будет уходить. Люди, в большинстве своём, будут спускаться в животное состояние. Было предсказано много тысяч лет назад, что упадут мораль и нравственность, первым разрушится институт семьи, а сейчас уже 80% браков разваливаются через пять лет максимум, и закончится всё это узаконенным каннибализмом, люди будут есть друг друга, и это будет признано нормальным! Так закончится век Кали: полное разрушение культуры, люди превратятся просто в животных, это называется зима, и с этим ничего не поделаешь, знаешь… это как снег за окном. Можно подготовиться, можно купить тёплую одежду, утеплить свой дом.

Как сказано в известной басне Крылова про муравья и стрекозу. Здесь тоже самое: люди, которые слушали своих Учителей, пытались готовиться к этому времени, знали, как к нему готовиться, переживут эту зиму без потерь для себя, они останутся в сознании, нормальными, адекватными, разумными, но почти 90% планеты превратится просто в животных, это сказано и этого не изменить.



Да, это круг, который был всегда. Поговорим немного на музыкальную тему. До выхода 'Изолятора' вы обещали три абсолютно разных пластинки по звучанию, концепции. Для меня 'Изолятор' стал некой шоковой терапией, как в атмосфере, так и в звуке, потом была 'Кукушка' - это магия, больше это никак не назвать. На очереди 'Пандора', будет ли это знание в летописи говорить о тяготах, которые рисуются в воображении при думах о нелёгкости пути человеческого или же всё-таки название альбома не столь сильно будет привязано к смыслу пластинки?

'Пандора' как раз очень концептуальный альбом, мы вообще парни концептуальные (смеётся). Каждая пластинкана имеет отдельную тему. 'Изолятор', в принципе, был диском, который рассматривал тему изгойства. То есть любой человек осмысленный, разумный, стремящийся к свету, априори в этом обществе, в этом социуме становится изгоем, именно об этом шла речь в 'Изоляторе'. Я изучал истории очень многих великих людей, хронологию, биографию, и у всех было одно и тоже: все великие учёные проходили через это неприятие, оскорбление, унижение со стороны человечества, все они были изгоями, все они были поруганы, все они повторяли путь, описанный в Евангелии, путь Христа, когда тебя закидывают палками, оскорбляют, унижают, прогоняют через строй людей, как говорится, на крест;  просто это не у всех закончилось виселицей (смеётся), но путь был у всех похож. Он у всех Великих людей, которые что-либо двигают на этой планете, одинаков, поэтому так всегда повторялось, увы.

'Кукушка' - это про возвращение древнего знания, на которое я бы посоветовал людям опираться, потому что оно учило взаимоотношению с миром, с природой, со вселенной. Это не просто какие-то инструкции комсомольские, а именно знание о том, как в быту ежедневно применять эти вещи. 'Пандора' -  это известная история о ящике Пандоры. Я представил, что, в принципе, всё зло этого мира заключается в искушениях. На это меня натолкнула история с детьми. У меня у самого теперь маленький ребёнок в семье, и я стал очень много наблюдать за малышами в окружающем мире, и я понял, что я очень за них за всех боюсь. Именно в том плане, что ребёнок до 12 лет растёт в совершенно фантастическом сказочном мире, который пытаются для него сделать взрослые, это розовый мир, в котором есть игрушки, феи, волшебники, принцессы...

И вдруг в 12 лет он сталкивается с той мразью, которой, в общем-то, является настоящий мир, по-другому не назовёшь; он осознаёт, что за окном, на самом деле, не розовая сказка, а сатанизм, самый настоящий, со всем этим воровством, ложью, коррупцией, улицами, по которым нельзя безопасно вечером пройтись, вокруг кучи людей, которые мечтают тебя обмануть…  Это мир насилия и лжи, куда придётся из этой сказки шагнуть, из Рая - в Ад, и прожить до конца дней в этом аду. Каждый ребёнок сталкивается с этим переходом, поэтому очень многие этого не выдерживают, дети не готовы с рождения жить в этой мрази, они привыкли расти в тепличных условиях. 

Надо было сразу объяснять, что вы на адской планете, здесь люди лгут друг другу, готовьтесь к тому, что большинство людей это Нелюди, которые будут пытаться использовать ваши силы, потому что они не сознательные существа, они не живут под Богом, они не светлые, вы попали на эту планету, осторожней. Надо не пугать, а адекватно учить стойкости, вот про это альбом 'Пандора': искушения, которые окружают каждого с детства.



Илья, мы говорим о внутренней составляющей, о поиске себя, на мой взгляд, время отражает те черты, которые его наполняют, собираются в нём, сейчас внешняя оболочка является для человека своеобразным культом, из которого он вряд ли выйдет, барахтаясь там, всё же это логический итог существования или же человек разрушитель, так же как и творец?

Я не верю в то, что человек разрушитель, даже глядя на вещи, которые он творит, пусть даже не сознательно. Вот мы ездили на ГЭС (Саяно-Шушенская Гидроэлектростанция), там ты понимаешь, что человек при желании может сделать великие вещи, сила ему дана совершенно несусветная! И я уверен в мудрости Бога, который всё это сделал, я уверен, что есть потенциал, мне не хочется закрывать глаза на человечество. Я просто думаю, что весь наш мир находится на стадии сопливого голопопого детства, мы ещё еле-еле пытаемся выгрестись из памперсов. Примерно на таком уровне развития мы находимся,  учитывая, что 150 лет назад всего лишь люди ездили на телегах. Мы просто ещё дети, которые ковыряются у себя в носу. Поэтому говорить о конце света бессмысленно, здесь только всё началось. Как сказано было в хорошем фильме "День, Когда Земля Остановилась": "Люди - это существа, которые всегда оборачиваются к свету перед лицом смерти, неминуемой гибели".

Мне кажется, что это действительно правда, пока петух не клюнет, они не задумаются, но этих петухов будет достаточно много (улыбается), и с каждым разом всё будет спокойней. Если когда-то люди сажали друг друга на кол, разрывали на части, то теперь они толерантно стреляют друг другу в затылок, позитивней стало (смеётся). Я надеюсь,что будет победа разума над шерстью.



Начиная с альбома 'Джоконда', ты начал демонстрировать тяготение к индастриалу, как ценитель жанра, а вообще, почему в нашей стране этот жанр не столь широко представлен, может быть, потому, что у определённых жанров есть как таковая географическая приверженность, как на примере блэк-метала, который ассоциируется с Норвегией и действительно, именно там группы держат жанр на плаву.

Может быть, вполне… Мне вообще кажется, что чем дальше на север, тем музыка тяжелее в плане звучания, более интеллектуальная, умнее тексты песен. А чем дальше на юг, тем больше всё приближается к регги, к расслабухе и песням про любовь и эротику, люди вообще перестают думать, превращаясь в кабацкий пляж. Я не знаю, по всему ли это миру или нет, но в России точно наблюдается. У нас в стране рок-музыка – это всё равно культура для очень узкой, избранной части населения,  она не является широкомассовой, поэтому у нас нет смысла говорить о шоу-бизнесе, у нас его просто не существует.

Шоу-бизнес в рок-среде – это буквально 7-8 рок-групп: ДДТ, Би-2, Гарик Сукачёв, Чайф, наверное, АлисА (уже на краю), Ленинград, Земфира… Мне хватило практически одной руки. А всё остальное - это колхозная самодеятельность в чистом виде, кто во что горазд и на чём попало, что называется (смеётся). Это не мировая история музыки. Индастриал - это музыка для домохозяек во всём мире. Нужно учитывать, что на концерт Metallica или Rammstein в Европе или Америке идёт вся семья в выходные, то есть это папа, который работает дальнобойщиком, грузчиком или бухгалтером, его мама, которой под 50 лет, трое детей, ещё и внуки. Вся семья идет не на Лепса, а на Rammstein, то есть это тоже самое, что у нас Пугачёва, вот в чём смысл. Это мейнстрим, это музыка, которую слушают каждый день в машине, дома, где угодно. В России совершено другая культура, вся эта страна выросла на блатняке и на попсе, в лучшем случае. Либо сельские танцы в колхозе, либо "голуби летят над нашей зоной" (смеётся).



Реальность пессимистична )))

Нет, это нормально, мы просто отличаемся, я могу тебе сказать, что во многих странах тоже индастриал не особо востребован, мы просто страна со смешанными европейско-азиатскими корнями, поэтому мы очень далеки от мировой рок-культуры. (смеётся)



Напоследок вопрос немаловажный, так как это для меня дань памяти одному из любимых музыкантов Михаилу Юрьевичу Горшенёву, и я, общаясь со многими музыкантами кто был знаком с ним, всегда спрашиваю что-то у них, хотел узнать у тебя, тот путь рок-героя, который он прошёл, был ли для него изначально неким виденьем или же он сложился за счёт обстоятельств, которые окружали его?

Да Мишка вообще ни о чём не думал, хотя бы потому, что это человек, который застрял в 13-летнем возрасте, он вырос телом, а разумом остался там, в детстве…



Это большой ребёнок…

Да, именно. Он вообще не понимал, что зарабатывает большие деньги, что играет на больших площадках, что у него известная рок-группа, он просто делал то, что ему нравится и всё… И даже судя по творчеству, ты же прекрасно понимаешь, что это сказки для детей, очень хорошие, качественно сделанные детские сказки (смеётся).



Илья, огромная тебе благодарность за добро, искренность и рок-н-ролл. Это замечательно, что полёт стал настоящим путешествием в мире, куда ты пригласили нас.

И тебе спасибо за интересные вопросы ))



От себя хотелось бы выразить благодарность организации Концерты в Абакане и дирекции группы Пилот за предоставленную возможность и поддержку, отдельная благодарность Илье Чёрту за дружбу и восприятие.

Неизменно начало, имеющее свой конец, для того, чтобы появиться вновь…

Беседовал Антон Пеганов

 

  10.03.2017   Newsmaker

Ваш комментарий:

    Представьтесь  




Текущий выпуск

Bunker_32




























































© 2012-2021 Bunker Magazine

Политика конфиденциальности