Интервью с Алексеем Горшенёвым Журнал Бункер | музыка, кино, книги, рецензии, рок, метал, альтернатива, готика, музыкальная техника, афиша

  Новости порталаИнтервью с Алексеем Горшенёвым
Интервью с Алексеем Горшенёвым

Одна из самых ярчайших легенд русского рока - группа Кукрыниксы, открывает свой театральный занавес и представляет невообразимый спектакль, в котором артист настолько многогранен, являясь проводником в мир, в котором возможна абсолютно любая фантазия! Перед концертом лидер группы Алексей Юрьевич Горшенёв любезно согласился ответить на вопросы журналиста журнала Бункер, и в уютной гримёрке начался разговор…

 


Добрый вечер, Алексей Юрьевич, сейчас вы находитесь в туре в поддержку нового альбома “Артист”, лично для Вас, где находится та грань между ролью и истинной жизнью, и как не потерять себя внутри, закрывшись ореолом актёрства, ведь, по сути, артист проживает свою песню и она становится частью его жизни?

Ну, во-первых, когда я был маленький, я вообще не понимал, чем мне нужно было заниматься. Были какие-то приоритеты, да, по большей степени социальные, быть военным , космонавтом, и так далее. Потому что не понимаешь, куда тебе идти, ты не понимаешь своего места в жизни и поэтому ты думаешь - как бы это всё так уложить, чтобы это было адекватным в жизни. Когда я становился старше, я стал уже немножко понимать свою внутреннюю суть, свою личность, куда мне идти, поэтому путь вырисовывался уже осознанно. Так вот занятия артистизмом, в том или ином виде, в творчестве, что называется, ты его не можешь никак разделять, вот ты здесь артист, а там не артист - ты всегда артист, и если ты идёшь по этому пути, ты его выбрал. Слово ты его выбрал - это не как в детстве, ты выбрал из чего-то, тебе это дано, и ты этот крест будешь нести, тащить его, поэтому здесь если человек тащит и находится в роли всю жизнь, либо умирает в этой роли, то это ему дано, это его наказание внутреннее, поэтому здесь как кому дано. Я не думаю, что люди могут логически делать границы между тем, что вот я в эту роль хочу входить, а в эту роль не хочу входить, ты просто находишься в ней, так тебе дано. Это как вот Сергею Есенину было дано быть психологом, из-за своего психологического знания. Он делал стихотворения, он не мог стать инженером, не мог стать юристом, или кем-то ещё другим, он при рождении стал таким. Я всё время вспоминаю высказывание Льва Николаевича Толстого, и я думаю, что он был прав, он сказал так: Если мы говорим, что градация сто процентов, если мы будем оценивать в жизни, то девяносто пять процентов дано, а пять процентов приобретённое; так вот в данной ситуации, те, кто настоящие артисты, им уже с рождения было дано идти в этом направлении. Поэтому мы во многом делаем неосознанно, уже когда мы осознанны, а когда мы неосознанные дети, мы делаем осознано, ну как же здорово быть космонавтом, да? Вот сейчас меня никакими калачами не заманишь в космос, мне там делать нечего, мне там не дано быть, и так же вы можете про свою жизнь сказать, дано тебе быть кем-то или не дано, и пока не поздно сворачивай, поворачивай на свой правильный путь.



Творчество группы Кукрыниксы настолько тактильно глубоко погружает слушателя в саму человеческую сущность, познавая которую, можно только поразиться тому, что человек объединяет в себе что-то от света, но и что-то от тьмы, считаете ли вы, что человек столь сложная эмоциональная линия в этом мире, или же это всего-навсего миг, который быстро угаснет?

Опять тут нужно понимать временной режим, если мы это говорим со стороны космоса, то конечно же мы пылинка, которой в принципе никогда и не было, даже если вы прожили длинную жизнь - Вас просто не было, забудь об этом. А если мы говорим о мире с человеческими жизнями, Вашей и моей, то, конечно же, мы наблюдаем, мы смотрим, оцениваем человека, что он сделал, кто он такой, какие его заслуги перед  самим собой…Похрен на внешний мир, хотя бы перед самим собой, тогда мы уже понимаем, насколько он велик или мал, но опять же я не понял про тактильность, но, я это делаю не специально, чтобы это было тактильно, я просто так живу.



Я понимаю, это естественно…

Я понимаю, что мне писать тексты нужно приближенно к людям, я не люблю такие команды, особенно в рок-музыке, которые пишут не пойми о чём.



Фантазии?

Это не фантазии… это просто бред, я называю, петь надо что-то… Вот мелодия есть, музыканты играют, бум-бум, драм-драм,  они что-то играю, петь что-то нужно, так как они работают в песенном жанре, а песенный жанр всегда развивает слово вместе с музыкой, а сказать они ничего не могут - личности маленькие, глупые, безнадёжные, мало того, ещё и бездуховные, поэтому им сказать нечего, они поют какую-то чушь, а я одухотворённая личность, мне есть, что сказать (смеётся).



Хотелось бы немного поговорить о творчестве группы Король и Шут, даже скорее о наследии, которое оставил Михаил Юрьевич; в феврале этого года я общался с Андреем Сергеевичем Князевым, и мы затронули тему того, что сейчас Князь  играет некоторые  песни Короля и Шута, делает концерт Другу…, Вы, Алексей Юрьевич, и Кукрыниксы традиционно играете специальный концерт, не остаются в стороне Северный Флот и Александр Балунов, та сказка, под названием Король и Шут, оборвалась в момент, когда ушёл Михаил Юрьевич? Или же всё-таки история стала действительно сказкой, но в которой можно поставить многоточие?

Начнём с того, что это был внутренний мир людей, создавался определённый продукт восприятия окружающего внешнего мира. Этих двух людей -  Андрея Сергеевича Князева и Мишы, это основной костяк этой команды, и это естественно была их внутренняя сказка, она должна была существовать, пока они живы. Вот если мы говорим о сказке какой-то внутренней, это остаётся уже в прошлом, в памяти, поэтому на сегодняшний день это всего лишь память о Мише, как исполнение его песен, чтобы это дело постаралось побольше пожить, но, а так как я стараюсь исполнять особенно те песни, которые принадлежат Король и Шут, похоже. Я даже в некоторых композициях специально пою не так как я пою, а как Миша поёт, чтобы люди могли вспомнить свою молодость, своё определённое «Я», в котором они проводили вместе с этой группой, и с помощью этого вокала похожего, похожих определённых мимик… я не копирую, ни в коем случае, я просто даю возможность людям вспомнить вчерашний день.



Как-то Вы говорили, что помимо "Тодда" Михаил Юрьевич хотел сделать "Гамлета", но Вы сказали, что не потянешь, что это займёт и отнимет много эмоциональных и физических сил, и, возможно, их даже не хватит; на Ваш взгляд, уход великих музыкантов, таких как Михаил Юрьевич, Цой, Башлачёв, Летов, как-то предопределён судьбой, отмечен ею, и если бы они сейчас были, то им бы просто не хватило сил?

Давай мы просто будем говорить о людях.  Уход любого человека, он предопределён в том или ином виде?



Я думаю, безусловно.

Но вот ты уже отвечаешь на вопрос, у каждого человека определённый скажем так…



Временной период?

Скорее… как это говорится… запас прочности, на котором он держится всю свою сознательную жизнь. Вот я скажу так, вот идёт обед,  кто-то ест первое, второе, третье, в определённый промежуток времени, а кто-то ломится, начинает х*рачить и первое, второе. Быстрый закусь, компот, и потом, уже все ко второму придотронулись, а этот придурок уже всё сожрал - так вот у него обед закончится раньше, поэтому будьте осторожны. Ну, опять же, если говорить о Цое, вот он обедал как все, завтрак у него был и обед, видишь… автобус попался не тот… Здесь случайности… есть ли это случайности или нет, непонятно… Или, допустим, кто-то ещё уходит от каких-то ещё случаев, но всё, что касается человека, если он это делает сознательно, либо самоубийство, либо это ранний уход из жизни, это всё предопределено, прежде всего, вашими внутренними органами,  и вашим чердаком. Нейроны умирают миллионами в секунду, они могут умирать миллиардами, вот это нужно рассчитывать с точки медицины. Можно одному всё время, всю жизнь пить и нельзя, мой дед умер в семьдесят с лишним лет, прошёл Великую Отечественную войну, был страшным алкоголиком и курил, умер за семьдесят, а вот старший брат умер раньше, в два раза меньше, как это можно объяснить?



Никак…

А я могу тебе объяснить, то, что мой дед начинал войну в блокаде в 1942 году, все яды вышли ещё там из организма, потому что голод его очистил, то есть полжизни до двадцати лет, всё, что он накопил, началось с нуля. Когда он жил в советское время, не было такой гонки опошления алкогольных напитков, они были нормальными, беломорканал был нормальным, без смол, без какой-то темы. Сейчас существовать оголтелой личности невозможно, он рано сдохнет, всё рассчитано на то, чтобы вы сожрали быстрее и деньги свои отдали и бог с вами, сейчас с такими вещами не шутят.



Качество жизнь стало ниже…

Ласты склеивают вам вообще в миг, поэтому здесь очень важно расценить химию продуктов, здесь очень важно понять, насколько здоров человек, испытывать организм на максимум, это ранний финиш. Вот я тебе про определённости сказал, про деда и про брата, мало того, не забывайте, друзья, что героин - это быстрая смерть. Никогда об этом не забывайте, вы можете бухать, вы можете за собакой гоняться полжизни, но героин употреблять категорически нельзя, у меня практически все знакомые уже на том свете, все, кто его употреблял…



Касательно проекта Горшенёв-Есенин, который не может не бередить сердце, потому что это настоящее, обнажённый нерв человеческой души; насколько сегодня тема человека, тема борьбы с его внутренним демонами открыта в творчестве, в искусстве, или же человек действительно стал беспросветен к своим думам, тем самым забыв свои истинные ценности?

Да, нет… Вы знаете, люди всегда остаются людьми. Проблема, почему они остаются всегда людьми и почему у них есть проблемы в их людской жизни, только потому, что мы не учимся на своих ошибках, всегда человек будет играть в театре, в музыке, работы всяческие художественные, всё время будет думать, он всё время будет понимать свою суть, где он это раньше видел и почему, только из-за того, что мы не учимся на своих ошибках, и на чужих тоже не учимся, нам кажется, что мы проскочим там и там; нам кажется, что всё это не про нас, нам кажется, что зло человеческое обойдёт нас мимо, нам кажется, что тоска, грусть и страх нас не касается - это не правильно. Тоска, грусть, страх и чувства определённые, они рождают творчество всегда, вот если бы мы учились на своих ошибках и на ошибках других людей, то творчества не существовало бы. С одной стороны очень херово, что мы не учимся на своих ошибках, с другой стороны, не было бы творчества и поэтому человек живёт так, как он живёт. Его изменить невозможно никогда, ничем вообще, потому, что мы в своей сути эгоисты, и вся наша психологическая система развития настроена на то, что мы эгоисты. Есть люди, которые стремятся к альтруизму, они как-то выруливают, стараются людям дать что-то, есть как альтруистично настроенные люди, но, а основа основ психологии - это эгоизм.



Алексей Юрьевич, Вы говорили, что очень любите наблюдать за людьми, анализировать их… что для Вас человеческие эмоции, и всё ли, что рождается в разуме человека, является естеством его начала?

Разум и эмоции, я считаю, это разные вещи… настоящая личность адекватная делает таким образом - вот он что-то там видит, у него происходят эмоции, он их начинает, скажем так, фильтровать, он начинает о них думать, откуда эти эмоции, почему это создано, начинает думать откуда они взялись, кто он и почему они с ним, кто виноват, кто прав, и только потом делает действие – это адекватный человек. А неадекватный человек, в основном женщины, делают так: происходит какое-то дело, ой, эмоции, потом они говорят об этом, а потом они начинают думать. Так вот, разум и эмоции - две противоположные вещи; разум - это сам союз сознания и происходящего - ты должен все это профильтровать и делать своё дело, а эмоции, это всего лишь чувства, которые - ха-ха, хо-хо, что же так же, что ж такое-то… это можно в любом случае увидеть, это можно сделать, как какая-нибудь нужная вещь для вас. Смотри, вот футляр для гитары, Вы не заметили, стали ругаться на окружающий мир, кто-кто украл у меня штуку, да это ты, и пошла эмоциональная тема, а ты оглянись просто и, возможно, ты наверно найдешь свою вещь за этим футляром от гитары, но люди будут не обижены вокруг - так вот это разум, а вот до этого это чушь собачья, и, к сожалению, 99 процентов живут…



Эмоциями…

Собачьей чушью, потому что эмоции у всех, но до разума они не доходят, потому что они тупые,  глупые и безнадёжные. И бездуховные.



Каждая из композиций Короля и Шута, безусловно, является различными ипостасями Михаила Юрьевича, но была ли и есть ли одна, которая являлась зеркалом, в котором он нашёл своё отражение?

Я так не могу сказать…, Вы понимаете, творчество рождается даже не пачкой фломастеров, которые разноцветные, зелёный, красный, фиолетовый, вот он сегодня красный, завтра синий, но сегодня синий он был чаще (смеётся). Но, скажем так, палитра цветов в творчестве, она настолько разная, насколько разный человек. Можно артистов видеть, которые дуют в одну дудку и всё понятно. К примеру, вот как группа Пикник, очень замечательная группа, я их очень уважаю, они наши друзья… Но они предсказуемые, мне с ними всё понятно, а вот скажем так про Король и Шут я бы не сказал, многие думают - что ну вы знаете, это такой типа сумасшедший рок, панк-рок, всё время то хардтит, то синька. Это не так, есть композиции, которые на отрыв идут, а есть композиции, которые глубокие и здесь вот во всей этой палитре физики и химии человека, это заметно, поэтому Миша не жил в одной песне, он жил во многих, как пошло, что называется. Но есть люди, которые на сцене одинаковые, но это их личная судьба и жизнь, я не против, но если Вы спрашиваете про Мишу, Миша был разный,  это было.



Это всё зависит, скорее, от человека.

Безусловно, конечно, всё зависит от человека, во-первых, есть люди, которые стараются не растрачивать себя на сцене, куча таких артистов, я видел, вот они стоят, как в школе учительница, играют что-то бряк-бряк, ура, как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались. На самом деле я понимаю, что уродоваться на сцене на полную катушку это вредно, но по-возможности надо отдаваться, насколько ты можешь, поэтому, вот видишь, опять же, про предопределённость жизни и смерти, то Миша, конечно же, себя мало как жалел. Но в этом случае ему помогали внешние источники, которые его, так сказать, развивали, я про допинги имею в виду, но у него была масса выступлений и по трезвяку, то есть, вся позиция показать вот этот взрыв. Есть люди, которые как в норе сидят и это их личное дело.



Выходя на сцену и исполняя песни Михаила Юрьевича, есть ли у Вас ощущение, что он рядом, вживается в эти слова и звучит со сцены в данный момент?

Ну знаешь, если честно, есть такая тема,  хотя… она двоякая, когда я исполняю какие-то композиции, я приблизительно понимаю, что нужно исполнить их неплохо, стараться нужно сделать концерт прикольным, для того, чтобы быть не хуже, может быть, брата. Вот если определённая планка стоит, вот к ней идёшь, а с другой стороны, с точки зрения моей бытовой темы, моей родословной, я понимаю, что Миши никогда не было. Потому что смерть говорит о том, что всё, человек исчез, и постарайся придумать в своём мозгу, чтобы тебе нормально жить, что его никогда не было, потому что, если ты о нём будешь думать, ты будешь сам себя пожирать. Вот был человек отличный,  нет человека, нужно с этим смириться и сделать так, как будто его не было. Что отца у меня не было, что Миши у меня не было, потому что мне самому до смерти ближе, чем до молодости, и если кто-то вдруг у Вас уходит, попробуйте сделать так, чтобы Вам было легче. Я не говорю, что от него нужно отказаться, а с точки зрения философии сделать так, как будто бы его не было, Вам так просто будет легче…



Алексей Юрьевич, лично для Вас, творец и артист являются зеркально отображающими друг друга, или же творец обладает большей созидательностью своего творения, тогда когда артист - это беззаботный луч, льющийся в пространство?

Творец может быть артистом, артист может быть творцом, но если, скажем так, говорить о творце, то мне он более близок, нежели, чем артист, который исполняет что-то написанное творцом. Потому что, во-первых, творец и артист в одном - это круто, а артист, который исполняет чьё-то чужое, ему просто не понять. Вы знаете, у нас есть  композиция, которая называется Смоктуновский, мне было очень интересно, насколько человек въезжал, вживался в роль, почитайте, загуглите, есть такая тема – “Актёрские записки”, вот там Смоктуновский объясняет, как он в роль входил, это интересно, если вы хотите вот эту грань видеть, потому что Смоктуновский сам не писал ничего, но он понимал, о чём идёт речь, и как он это делал, это было очень здорово.



Алексей Юрьевич, огромная Вам благодарность за очень глубокую и по-настоящему поучительную беседу, оставайтесь таким же хранителем самого ценного, что есть у нас - это слово.

Спасибо тебе, дружище.

 




И вот свет озаряет сцену, тень отступает, и начинается театр, в котором  каждому уготована своя роль…

От себя хотелось бы выразить огромную благодарность дирекции группы Кукрыниксы и организации Концерты в Абакане за предоставленную возможность и поддержку, отдельно Алексею Юрьевичу Горшенёву, за вдохновение и мысли.

Беседовал Антон Пеганов

 

  26.10.2016   Newsmaker

Ваш комментарий:

    Представьтесь  




Текущий выпуск

Bunker_32




























































© 2012-2021 Bunker Magazine

Политика конфиденциальности