Vigila vs Otto Dix. Некролог человечеству Журнал Бункер | музыка, кино, книги, рецензии, рок, метал, альтернатива, готика, музыкальная техника, афиша

  Новости порталаVigila vs Otto Dix. Некролог человечеству
Vigila vs  Otto Dix. Некролог человечеству

Недавно заявивший о себе проект Vigilia - это сайдовая работа известной питерской darkwave, avangarde группы Otto Dix. 'All Prophets Lie' ('Все Пророки Лгут') - первый релиз под этим именем. Данный альбом наполнен настоящими православными молитвами на старославянском языке, исполняемыми как традиционным монашеским хором, так и солирующим мужским голосом, характерным скорее для католической церкви. Разобраться о взаимосвязи и контрастах релиза проекта Vigilia в разрезе основного творчества музыкантов на примере последнего альбома ‘Mortem’ попыталась одна из наших журналистов и музыкальных критиков.

Болезненное падение и полет в бесконечность небытия! Неотвратимый распад и “стальная”, нержавеющая жизнь. Внешнее уродство и обворожительная натура. Движение и онемение. На первый взгляд? может показаться, что альбомы “Otto Dix” сотканы из противоречий, которые никак не вяжутся между собой. С другой стороны, “решка” ведь ни за что не сможет быть “орлом”, но, тем не менее, оба полюса составляют одну целую монету. Так же и композиции Otto Dix, разные, спорящие и сомневающиеся, на самом деле несут вполне ясную, поражающую широтой мысли философию, если не сказать больше — религию.

За 8 лет существования Творческого (именно с большой буквы) коллектива, ребята заметно выросли. Музыка стала серьезнее, умнее и проницательней. Произошло это не только потому, что альбомы базируются на “вечных темах” и затрагивают Библейские мотивы — этого хватало и на раннем этапе творчества. Группа решилась записать первый взрослый инструментальный проект Vigilia — самое сложное и с точки зрения создания, и со стороны восприятия. Если текст в ‘Mortem’ — это ключик к разгадке, то в Vigilia этой значимой детали нет. Вот почему лучше слушать сразу два альбома. Они, как все та же пресловутая монета, неделимы. Связь сборников настолько психологически сильна, что вполне можно говорить об их взаимной дополняемости (но не взаимозаменяемости!) Там, где кончаются слова, наступает время мысли, льющейся под проникновенный инструментал. Композитор группы, Marie Slip, смог соединить в треках предельно контрастные мотивы, которые тонко передают связь времен. Фантастическое смешение открывает в сознании слушателя неизведанные глубины. А обильное звучание нескольких инструментов в яркой, своеобразной обработке создают чувство пространства, необходимое для дальнейшего путешествия по эфемерным мирам Otto Dix.

Группа, довольно известная и состоявшаяся, может позволить себе подобный эволюционный скачок от “пролога” (альбом ‘Город’) через вершину (альбом ‘Чудные Дни’) к непосредственной сути (альбом ‘Mortem’). По словам фронтмена Otto Dix, концепция коллектива была продумана заранее. Это значит, что слушателя уже готовили к главному. Музыка должна за ручку вести каждого заинтересовавшегося через тернии к ‘Mortem’, дословно — к смерти. Многие поклонники, для которых мир кончался кусками плаксиво-лиричных песен, конечно, были разочарованы смесью “холодной электронщины” с обилием религиозности, свалившейся как снег на голову. ‘Mortem’ и “Vigilia”, словно бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, взбудоражили умы, перевернули устоявшиеся представления о группе. Не будет ничего удивительного, если число молодых слушателей резко сократится. Но прежде чем это произойдет, они продолжат воевать за “старые” идеалы, начнут выискивать витиеватые восточные мотивы и “готишные” строки, которых по сути уже не осталось. На смену восторженным фанатам придет зрелая, понимающая публика, готовая принять или оспорить идеи, уже выходящие за рамки просто музыки.

Основным лейтмотивом в Vigilia становится поиск; тема бесконечного скитания с целью обретения Абсолюта. Первая композиция “Покаяние Каина” указывает на причины этих поисков, отправляя слушателя к библейской легенде. Еще до рождения Каин стал олицетворением греха, за который из Рая были изгнаны его родители — Адам и Ева. На грешной земле этот герой решил бороться с Богом, что предпочел кровавые жертвоприношения его растительным дарам. Фактически, Каин — родоначальник мести “кровь за кровь”. Убив своего брата за стадо овец, он потерял надежду на возвращение в Эдем. Расстроило ли это бунтаря? Нисколько! Каин становится блаженным скитальцем и под конец своей жизни строит по предполагаемому образу Гефсиманского сада первый город. Он рискнул заявить, что люди подобны Богу, бросил вызов небесам. Уже тогда город стал “памятником грехов”, символом подмены утраченного в раю бессмертия. Согласно ведической традиции, согрешившие люди, которые раскаялись в содеянном, быстрее “поднимаются”, приобщаются к божественной сущности, нежели глубоко верующие. “Не согрешив — не покаешься, не покаявшись — не спасешься”. Каин нисколько не сомневался в своих поступках и тем самым обрек потомков блуждать во тьме, прятаться в бетонных блоках домов и согреваться в шубах из электрических проводов. Перерождение души и определенная высшая миссия становятся ведущими принципами альбомов. Душе Каина периодически дается шанс, он возвращается на землю, чтобы подняться над пороками, но, не помня своей истинной цели, сооружает Империи. Первый горожанин, возможно, был царем Шумера, главой азиатов, объединившихся в Вавилон.

Подобные мотивы находим и в ‘Mortem’. Песня “Карфаген”, словно продолжение линии Каина, открывает бунтующую натуру, не согласную с установленным миропорядком. Вопреки пророчеству Катона “Карфаген не должен быть разрушен”! Последователь Каина не согласен служить Богу, продать свою душу, потому что он ему подобен, а значит — стоит на равных. Эта позиция развязывает человечеству руки: “Почему мы грешим? Потому, что мы можем”. Первый горожанин становится и первым сильным мира сего, которого “не заставить молиться”. Разрушение Империй, основанных на порочных, шатких принципах, показывает ошибочность пути, приводит к роковой зацикленности. Не случайно на протяжении всей композиции “Покаяние Каина” повторяются ударные звуки строительного молота, сквозь которые пробивается возвышенное гудение языческого варгана. Мужские молитвенные голоса произносят на церковно-славянском и русском слова покаяния вместо Каина. Эта важная часть, будто находится вне музыкальной легенды, сообщает о том, что невозможно двигаться вперед, не получится разбить стеклянный панцирь городов и сделать безликих горожан личностями, если не признать ошибки прошлого. “Кто не знает своей истории, обречен ее повторять”.

Элементы основного учения христианства, связанного с жизнеописанием Иисуса Христа, занимают особое место в инструментальном проекте. Многие композиции названы в честь библейских героев. Коллектив Otto Dix по-своему толкует легендарные характеры, в этом вся прелесть смысловой нагрузки. Казалось бы, Каин — злодей из злодеев, и брата убил, и сестру украл, но музыка убеждает в обратном. Его творческая сила Создателя (перевод имени) открыла человечеству новые горизонты. Это открытие так важно, так необходимо, что в финале мы готовы закрыть глаза на прегрешения и покаяться, перелистнув книгу человечества на новую страницу.

Однако, главный герой учения, Христос предстает в отнюдь не лучшем свете. Когда Сын Божий узнал о болезни Лазаря, он не поспешил в Вифлеем, а дождался, пока больной умрет. “Муки Лазаря” рассказывают о тщеславии героя всех христиан, который пожелал именно воскресить мертвого, а не вылечить живого, и тем самым удовлетворить свое вовсе не божественное желание стать знаменитым. Сама личность Иисуса рассматривается не как Сына Божьего, святого, а как человека, которому не чужды обычные слабости, но который был наделен сверхспособностями: умел видеть будущее, читать желания, лечить. И сейчас есть такие люди — экстрасенсы, индиго. Многие идут за их учениями, ведь “официальные” религии уже мало кого устраивают, а потребность в вере сильна. Отсюда в музыку врываются “легкие”, клубные, современные проигрыши. До сих пор почти каждый хочет обмануть смерть, приблизиться к Лазарю, стать вечным. На сцену выходят машины, потому что первый признак вечности — бесчеловечность. “Излишние” технические изыски в произведении наталкивают на мысль о том, что воскресший Лазарь превратился в машину, своего рода киборга, запрограммированного волей пророка на бесконечную веру и служение. Композиция с “механическим” горловым пением из альбома ‘Mortem’ неустанно вопрошает “Кто как Бог?” и разбивает все иллюзии категоричным “Никто как Бог”. Машина насмехается над внутренней никчемностью и однообразием людей. “Кто подобен, тот всего лишь раб”.

Сонму городов Каина придет конец, он освободит место безупречной Империи Божественной Машины, в которой почти не останется людей. Такой идеальный, с точки зрения мизантропа, мир призван воскресить в душах главное — человечность. Только в окружении киборгов и роботов люди, наконец, составят всё друг для друга, начнут дорожить чувствами и ценить свою хрупкую, непродолжительную жизнь. Принцип “все познается в сравнении” работает без сбоев, поэтому исключительно в Империи Deus Machina человечество сможет осознать очарование смерти. ‘Mortem’ — это не конец, а всего лишь новый этап развития, если не сказать — эволюционирования, души, которая “лунной дорожкой” поднимается “в мир своих сказок”. Избавившись от земного тела, мы растём в иной сфере, несомненно, лучшей, там, где каждому воздается по его вере и по его идеалам.

Страшилки про скелет, балахон и косу ни за что не войдут в философию Otto Dix. Два альбома говорят, что умереть вовсе не страшно, что смерть является благом, привилегией только людей. Чаще всего бессмертие — величайшее наказание. Это слышим в композиции из проекта Vigilia под названием “Агасфер”. Вечный скиталец обречен на бесконечные странствования в поисках веры. Он должен исправиться, подняться над своей телесной оболочкой, сотворить своего Бога или вернуть отвергнутого. Полученное бессмертие обернулось щемящей тоской, неисцелимой болью. Все человечество сейчас похоже на Агасфера: так же скитается по бескрайным пустыням из священных писаний и имен, от скуки придумывая себе удобства цивилизации; так же вертит непосильное колесо времени и истории, чтобы совсем уж не сгнить в клоаке духовной и интеллектуальной деградации. Агасфер сможет освободиться от своего бремени, если достигнет Святой Земли — т.е. будет прощен и умрет — но страх потерять что имеешь, останавливает его.

Вновь Otto Dix пытаются заставить разобраться, где истинные ценности, а где проходящие. Что же в этом мире истина? Композицию “Пилатов Суд” захлестнули ноты мрачного надлома, вызванного невозможностью решения этого вопроса Великим Прокуратором Иудеи. Головная боль Пилата — воплощение душевных метаний — протекает на глазах разъяренной толпы, что жаждет крови и зрелищ. Чуткая скрипка Петра Воронова передает и горе судьи, который обязан согласиться с вынесенным себе приговором, и блаженство принятия смерти как избавления от нескончаемых мук совести. Понтий Пилат, который находит для себя собеседника-ангела Иисуса, вынужден казнить его, невиновного. Не сумел Всадник перешагнуть через своё земное “Я” и потерял всякую надежду на духовное прозрение. Плоть возобладала над истиной!

Груз ответственности за бездумно пролитую кровь лег на плечи каждого человека и до сих пор пригибает нас к Земле. Песня “Кровь Моя” из альбома ‘Mortem’ развивает тему жестокости, которая, будто иголка в проигрывателе заставляет вертеться под собой поцарапанную пластинку истории. В который раз звучит призыв-упрек: “А вы, патрицианская кровь! Вы, которым суждено жить со слепым затылком, оглянитесь на те издевки, что сзади вас!”

Кто услышит и откликнется? Единицы. С таким поведением человечество обречено на гибель. Каждая строчка в ‘Mortem’ кричит о том, что так жить нельзя! Это путь тупика, это доказано историей. Выбраться из “порочного круга” возможно только через смерть! Смерть устоев и даже некоторых людей, способных прийти к просвещению только через гибель. Недаром в народе говорится: “Горбатого могила исправит”.

Философия Otto Dix не только мизантропична, но и насыщена своеобразным “Шовинизмом ума” — неприятием людей с ограниченными интересами. Отсутствие внутреннего развития человека приведет к массовой чистке, которая уже начала проходить в рядах фанатов. Exterminatus неминуем! В альбоме ‘Mortem’ 13 песен. В арканологии таро 13 — число смерти. Концепция альбома — своего рода вигилия на погибель человечества, некролог в изощренно-профессиональной форме. Но не стоит забывать, что музыка Otto Dix, какой бы страшной она ни была, в итоге учит летать! Уже в следующем альбоме Vigilia насчитываем 6 треков. Согласно “Ключам Соломона”, 6 — символ целостности, стабильности и постоянства. Новый пророк, который на сцене становится живым воплощением рыцарской христианской мистики и героического средневековья; человек, который ясно видит прошлое и наверняка знает, чего хочет от будущего, обещает своим последователям и слушателям новый мир. Эта “Последняя Пангея”, полная благополучия и покоя, превратит смертную плоть в нетленную, воссоздаст из праха Империю вечной, неумирающей любви.

Получается, что полет возможен, и гармония не миф, не выдумка! Зачем же отдавать свои жизненные силы бездушной городской тюрьме? К чему поклоняться зданиям торговых центров, чьи стекла искажают любые виды духовности; этим махинам, которые вопреки головокружительной высоте ни на пядь не приближаются к Самому? Освободите неукротимый дух и разум — и тогда всё вокруг засияет яркими огнями, наполнится насыщенными красками! Спасая себя, вы спасаете все человечество, которое подобно Агасферу бродит по земле в ожидании второго пришествия. Его попросту не будет! Как бы мы ни силились поверить в готовый источник спасения, мы его не найдем. Потому, что прежде чем черпать в Граале живую кровь преображения, его, оказывается, надо создать самим, точнее — открыть в себе. Скорее всего, это и хотел донести в свое время прорицатель Иисус Христос, но его никто не понял и по сей день. Возможно, поэтому нам кажется, что “Все пророки лгут”?

У Otto Dix действительно зародилась “новая религия”. Но каждому Созидающему приходится чем-то — или кем-то — жертвовать. Отказаться от глупости в пользу саморазвития кажется правильным шагом. Но кто определяет критерий ограниченности? Кто решает, что индивид неразумен и должен быть уничтожен? Судьба? Или же другой человек, который может оказаться еще глупее? В любом случае, эта тема обязана занять умы тех, кто дорос до нее. Сейчас творчество коллектива наводнением выплескивается из обыкновенных, общепринятых форм песен. Бесконечные аллюзии, переклички смыслов и звуков, наличие серьезного подтекста — вот что делает Otto Dix бесподобными! Занимательна и сама история становления группы. Творчество развивается в нестандартном ключе, по сложной спирали. Намеченные на раннем этапе идеи с каждым альбомом усложняются, углубляются, синтезируются, но не изменяются коренным образом. Поэтому не стоит говорить о том, что Otto Dix страдают неуместными повторами и “автоцитированием”. Ни о каком “творческом кризисе” речи быть не может! Музыканты обладают огромным потенциалом, неуёмной энергией и мощной идеологией. Когда-нибудь идеи и убеждения Otto Dix выльются в новое направление общественной мысли. А пока преданные поклонники ждут свежей пищи для ума и духа. Кто знает, какая жизнь ждет нас после ‘Mortem’?

Авторский текст: Светлана Иванова.

  21.05.2013   Kristina

источник: Бункер №7

Ваш комментарий:

    Представьтесь  


  Комментарии читателей www.bunkermagazine.ru

Mondengel   10:07 17.01.2015

Каждое слово статьи - непоколебимая истина! Otto Dix - действительно нечто большее, чем просто готическая музыка. Я сама являюсь их юной поклонницей и меня ничуть не расстроили новые альбомы, наоборот, я люблю вникать в их песни, каждый раз находя новый, ещё более глубокий смысл. В наше время как раз не хватает чего-то подобного.


Darth Raven   18:35 08.08.2013

Согласен с каждым словом!)) Статья очень понравилась! Так красиво описать этот альбом (эти альбомы) - это браво!)) Вигилия, это просто нечто! Как я когда-то говорил: Otto Dix - это не просто музыка, это глубокая философия, которую к сожалению не каждый может понять. А кто понимает, тот знает о мире нечто большее. Автору статьи большое спасибо! Было очень приятно читать)) Надеюсь, ребята и дальше будут улучшать мир своим творчеством!))) И больших успехов им в этом!!!


G.L.   19:50 22.05.2013

Интересная статья, глубоко раскрыта тематика "Вигилии" и ее параллели с "Mortem". В некоторых моментах создается ощущение прямо-таки цитирования Драу особенно во фразах вроде "Музыка должна за ручку вести..." А еще статья производит впечатление попытки оправдаться перед не пойми кем и не пойми за что. Мол, "Ребята, вы не подумайте ничего плохого, на самом деле в "Вигилии" очень глубокий смысл" или "Ну раз вы, маленькие глупые херко-фанаты, не узрели Истины в Мортеме и Вигилии, то ну и пожалуйста, уходите, никто не расстроится!" Конечно, значимая часть поклонников, а особенно фанатов - люди, близкие к "готишной" и "тёмной" тематике, но это же не значит, что если Otto Dix плавно поменяют свой стиль и отойдут от "Готики", то все поклонники и фанаты сразу же разбегутся и перестанут их слушать и любить. Наоборот, с помощью Otto Dix они смогут открыть для себя что-то новое, услышать музыку стилей, с которыми еще не знакомы. Здесь у группы появляется шанс стать как бы проводниками в новый мир, выполняя некую просветительскую миссию, особенно для юных поклонников, чей разум особенно восприимчив к учению, что, несомненно, возлагает некую ответственность и придает значимости. Но все-таки хочется надеяться, что Otto Dix не превратится после этого в детский сад. Тем более, даже если кому-то пришлись не по вкусу новые альбомы группы, первые альбомы от этого меньше любить не станут, и будут продолжать слушать раннее творчество, а может и на концерт придут ради тех песен, которые нравятся. Не стоит из-за этого так переживать. В любом случае, с каждым днем у Otto Dix появляются все новые и новые слушатели и почитатели, которые пополняют ряды тех, кому вообще известна эта группа. Кто-то становится новоиспеченными поклонниками и поклонницами, а чей-то интерес к группе ослабевает, не вечно же фанатами быть. Всё меняется, все меняются, ничто не постоянно и никто не постоянен, но ведь такова жизнь и так устроена Вселенная... :)



Текущий выпуск

Bunker_32




























































© 2012-2021 Bunker Magazine

Политика конфиденциальности